СКРЫТЫЕ тайны Ливии Сопрано: Анализ самого мрачного героя

Глубокий анализ эволюции Ливии Сопрано. Разбор мотиваций, взаимодействий и её влияния на судьбы главных персонажей в сериале "Клан Сопрано".

Здарова, друзья! Сегодня мы поговорим о Ливии Сопрано из культового сериала "Сопрано". Вы, наверняка, помните этого не любителя гольфа: Фурио быстро стал иконой благодаря своей сложной и загадочной натуре. Сегодня мы разберем, как менялся характер этого героя на протяжении сериала, и какие события повлияли на его эволюцию. Меня зовут Иван Пятовский, вы на канале Последний Киногерой!

Мы встречаем Ливию в первой серии Сопрано, где она сразу же начинает упрекать Тони за недостаточное количество звонков и отказывается от подарка - плеера для CD, который он принес ей. Она говорит Тони: "Прекрати мне указывать, как жить моей жизнью, просто замолчи", а также обращается к нему гневным и презрительным тоном. Они обсуждают возможность того, что она поселится в "доме престарелых" под названием Грин Гроув, идея, которую она решительно отвергает. Тони кажется искренне нуждающимся в ласке своей матери в этом первом взаимодействии, в то время как Ливия кажется злой все время. Она отпускает его с репликой "конечно, убегай", когда Тони должен вернуться на работу.

Тони действительно ведет Ливию на экскурсию по Грин Гроув, но она реагирует ужасом и ругается на всех, когда узнает, что за дверьми находится палатка для ухода. Тони рассказывает ей ее историю перед доктором Мельфи и раскрывает: "Теперь, когда мой отец мертв, он святой. Когда он был жив, ничто. Мой отец был жесток. Он руководил своей бандой. Такой парень, а моя мать истощила его до маленькой щепки. Он был пищащим маленьким морским котиком, когда умер." На что доктор Мельфи отвечает: "Довольно пагубное материнское присутствие". Это взаимодействие намекает на то, о чем в конечном итоге станет шоу.

Позже Тони просит свою мать повлиять на Джуна, но та отрицает, что имеет на него какое-либо влияние. Но вскоре мы узнаем, что на самом деле она имеет огромное влияние на него, и Джуниор позже выдвигает идею, что ему, возможно, придется убить Тони. Молчаливая реакция Ливии на потенциальное убийство сына, однако, говорит о многом.

В следующей серии мы видим, что Ливия действительно стала опасностью для себя, так как она поджигает свою кухню, частично из-за ухудшения памяти. Кармелла предлагает идею о том, чтобы нанять ей помощь на дому, но она отвергает эту идею, подобно тому, как она отвергла идею о переезде в Грин Гроув. Кармелла предлагает ей остаться у них, но и это Ливия отвергает. В конечном итоге Ливия соглашается на помощь, но ее расистские и параноидальные выходки приводят к тому, что домработница отказывается приглядывать за Ливией.

Тем временем Тони и доктор Мельфи снова обсуждают Ливию на очередной сессии. Доктор Мельфи информирует Тони, что "не каждый подходит для роли матери", что Тони отвергает, говоря, что его мать - "старая сладкая пироженка". Доктор Мельфи продолжает разговор и бросает вызов Тони: она просит его вспомнить какие-то теплые моменты из детства, связанные с матерью, что ему не удается сделать.

В конечном итоге Ливия садит на бампер свою подругу, что становится последней каплей, приводящей Тони к тому, чтобы поместить ее в дом престарелых. Оттуда гнев Ливии начинает расти в геометрической прогрессии. Позднее мы видим, как Джуниор посещает Грин Гроув, чтобы проконсультироваться с Ливией, и мы наблюдаем, что она способна тонко давать советы, побуждающие Джуниора действовать. Ливия направляет Джуниора на убийство Брендана Филоне и жесткое наказание для Кристофера, и Джуниор говорит ей, что в другой жизни она могла бы быть боссом семьи. Ливия отмахивается от этого комплимента, сказав, что она "болтающая дура", но смысл понятен. Ливия настроена против Тони и будет использовать свою власть любым способом.

Ливия продолжает манипулировать Джуном, предлагая ему "обложить налогом" Хермана "Хеша" Рабкина, который является одним из ближайших соратников Тони. Сопрано частично разрешает проблему, которую Ливия заварила с помощью своих манипуляций Джуниором, но теперь становится ясно, что Ливия в ответе за несколько ходов, которые Коррадо совершает за кулисами.

В эпизоде «Даун Нек» семья узнает, что у Энтони младшего может быть синдром дефицита внимания и гиперактивности, и Тони вспоминает о своем собственном детстве. Ливия насмехается над идеей того, что ЭйДжей пойдет к психологу, но затем разгневанно реагирует, когда он раскрывает ей, что Тони Сам ходит к мозгоправу. Она гневно говорит: "Вот что он делает. Он говорит обо мне, он жалуется. Она не сделала это. Она сделала то. Да. Я подала свою жизнь своим детям на серебряном подносе. И вот как он меня благодарит?"

Во флешбеках мы видим, насколько эмоционально агрессивной была Ливия с детьми. В одном моменте она размахивает вилкой перед лицом Тони и говорит ему, что выколет ему глаз. Позже, когда его отец Джонни говорит о переезде с детьми в Рино, Ливия говорит ему, что она предпочла бы "задушить детей подушкой", чем позволить им покинуть Нью-Джерси. Затем, в реальном времени, она насмехается над Тони из-за его визитов к психиатру.

В следующей серии она раскрывает этот факт Джуниору, прекрасно зная, что это приведет к серьезным последствиям, так как ходить к мозгоправу - табу в мире мафии. Несмотря на то что она говорит Джуниору ничего не предпринимать, позже она еще больше подстрекает его, сказав, что теперь трое его капо разместили своих матерей в Грин Гроув. Гнев и паранойя Джуниора достигают пика: он решает заказать Тони, чего и добивалась Ливия.

Далее Тони видит галлюцинацию по имени Изабелла, прекрасную и заботливую итальянку. Доктор Мелфи информирует его, что эта галлюцинация является идеализированным образом матери и результатом подсознания, которое указывает ему на его проблемы с собственной матерью. Этот разговор еще больше обостряется, когда доктор Мелфи говорит Тони, что именно Ливия может стоять за покушением на убийство, что доводит Тони до такого состояния, что он угрожает доктору физической расправой. Мелфи также информирует Сопрано о том, что Ливии чуждо сочувствие и, вероятно, у нее пограничное расстройство личности.

Тони в конечном итоге осознает правду о Ливии и идет к ней домой, чтобы задушить ее подушкой. Когда ее везут в приемное отделение с предполагаемым инсультом, Тони спорит с ней по поводу ее поступков, и она со злорадной улыбкой смотрит на него сквозь кислородную маску. Тони теперь полностью теряет самообладание и персоналу больницы приходится вмешаться. Во втором сезоне Ливия остается в больнице, и Тони говорит всем, что "она для него мертва". По мере развития сезона, ее старшая дочь Дженис возвращается с западного побережья, и мы получаем дополнительное представление об этой токсичной связи между матерью и дочкой. Ливия говорит Дженис: "Ты всегда себя ненавидела", как только ее видит, и сразу начинает подрывать ее самооценку, несмотря на то, что они долгие годы не виделись.

Ливия и Дженис испытывают недолгие нотки радости, когда Дженис приносит ей музыку из ее прошлого, которой Ливия наслаждается, хотя длится это недолго. Когда Ливия узнает, что ее дети обсуждали мед. термин "Не реанимировать", она начинает издеваться над Дженис, говоря, что не оставит ей ничего в наследство. Ливия также получает удовольствие от рассказов медсестре о прошлых неудачах Дженис. Позже Ливия звонит Кармеле и говорит ей, что Дженис - "Змея", и что она оставит им все свое наследство. Однако Кармелу это заявление не трогает, и она просто ложит трубку.

Ливия и Дженис в конечном счете возвращаются в старый дом Ливии, а вскоре к ним присоединяется старый бойфренд Дженис, Ричи Април. Ливия в основном обитает в верхней части дома, и Дженис иногда дает ей дополнительные дозы лекарств, чтобы та спала. Отношения между Дженис и Ричи также обостряются, и когда Дженис решетит Ричи в ярости, накаченная лекарствами Ливия имеет только смутные воспоминания о событиях той злосчастной ночи.

В конце этой истории мы видим Ливию, Тони и Дженис вместе в последний раз, и происходит мощный обмен словами, когда Ливия говорит Дженис: "Он, вероятно, бросил тебя - это история твоей жизни." Несмотря на то что Тони часто испытывает гнев к Дженис, он использует эту возможность, чтобы защитить ее, говоря Ливии: "Какие шансы у нее были, с такой матерью как ты? Ты всегда брюзжишь на нее из-за ее веса. Она идет на свидание, возвращается домой, ты называешь ее чертовой бродягой!"

Однако, ответ Ливии также вызывает неподдельный интересен. Она говорит Тони: "Я никогда не говорила ничего подобного. Ты все выдумываешь. Скажи мне, скажи мне, когда я сделала что-либо плохое кому-то из вас? Я не всегда была идеальной, но всегда пыталась сделать все, что в моих силах. И я знаю, что вы никогда не любили, когда я пыталась вам указывать. Дети - как животные. Они ничем не отличаются от собак."

Это переломный момент в шоу, так как Тони осознает, что и он, и его сестра навсегда психологически травмированы из-за общения с Ливией. В финальной части этой беседы Ливия спрашивает Тони: "Полагаю, ты даже не собираешься меня поцеловать?" Он смотрит на нее, возможно, с некоторой долей надежды, но тут же вспоминает, насколько она токсична, когда Ливия смеется, после падения Тони со ступеней.

Сопрано в конечном итоге организует переезд Ливии и дает ей украденные авиабилеты. Ливия арестовывают в аэропорту, и ей с Тони приходится встретиться вновь. Отныне за Ливией присматривает Светлана (будущая любовница Тони). Затем Тони в гневе кричит на мать, и это последний раз, когда они разговаривают, так как вскоре Ливия умирает.

На поминках Ливии мы видим, что ее токсичность живет и после ее смерти. Выясняется, что она испортила множество праздников для своих зятей, дальних родственников, а также близких людей, и Кармелла, наконец, обнародует перед всеми правду о том, каким человеком она в действительности была.

Анализ

Действия Ливии Сопрано в вопросах воспитания лежали в основе множества проблем, которые привели к насилию и эмоциональной неустойчивости как у Тони, так и у Дженис. Ливия была не просто "плохим" родителем, а токсичным, и психологические последствия ее поведения были подтекстом, который сильно пронизывал весь сериал.

В какой-то момент доктор Мелфи говорит Тони: "Я бы сказала, что у вашей матери, по крайней мере, есть то, что мы называем пограничным расстройством личности. Данный термин означает интенсивную тревожность, лишенную радости. Единственными вещами, которые существуют для этих людей, являются их внутренние фобии. Реальный мир, реальные люди воспринимаются ими как периферия. У этих людей нет любви или сострадания. Люди с пограничным расстройством личности очень хороши в разжигании конфликтов между другими людьми в их окружении."

Однако позже, когда Тони провожает Дженис на автобус обратно в Сиэтл, он рассказывает о том, как доктор Мелфи сказала, что у Ливии есть нарциссическое расстройство личности. Он объясняет, что по словам Мелфи, "Их мать имеет нарциссическое расстройство личности. Почему она такая стала, кто черт его знает? Дедушка Вито был не особо хорошим отцом. Но это не все, что говорит терапевт. Она говорит, что мама - это человек, неспособный испытывать радость."

Таким образом, пытаясь поставить диагноз для Ливии, в какую из этих двух версий мы должны верить? Хотя нарциссизм является одной из черт ПРЛ, обратное не всегда верно, и человек с нарциссическим расстройством личности будет вести себя несколько иначе, чем человек с пограничным расстройством личности.

Критерии для диагноза нарциссического расстройства личности следующие:

Для того чтобы человеку поставили диагноз нарциссического расстройства личности (НРЛ), он должен соответствовать пяти или более из следующих пунктов:

  • Имеет грандиозное чувство собственной важности (например, преувеличивает достижения и таланты, ожидает признания своей превосходности без соответствующих достижений)
  • Озабочен фантазиями о неограниченном успехе, власти, красоте или идеальной любви
  • Считает себя "особенным" и уникальным, и его или ее может общаться только с другими избранными
  • Требует чрезмерного восхищения
  • Имеет очень сильное чувство привилегированности, например, нереальные ожидания особого обращения или автоматического соблюдения его ожиданий
  • Эксплуатирует других, например, пользуется другими, чтобы достичь своих целей
  • Отсутствует эмпатия: не желает сопереживать чувствам и потребностям других
  • Часто завидует другим или верит, что другие завидуют ему
  • Регулярно проявляет надменное поведение.

При анализе этого списка в отношении Ливии она, безусловно, соответствует последним пяти пунктам, что указывает на наличие у нее этого расстройства. Основное различие между нарциссическим и пограничным расстройством личности заключается в том, что при втором люди часто идеализируют кого-то, а затем быстро принижают, когда те их “разочаровывают”. Нанесение себе увечий и суицидальные наклонности также согласуются с пограничным расстройством личности, но не с нарциссическим расстройством личности, где подобное поведение не так распространено.

Рассматривая эти различия, личность Ливии, кажется, более соответствует нарциссическому расстройству личности, так как она проявляет мало признаков идеализации других (за исключением обращения к своему умершему мужу как к "святому") или каких-либо признаков самоповреждения. Ливия, по всей видимости, не испытывает эмпатии к людям и часто манипулирует другими ради собственной выгоды.

Возможно, более подходящим вопросом будет наличие у Ливии социопатии, так как ее поведение во многих случаях выходит за рамки манипуляций и кажется по-настоящему злобным. Во многих случаях она даже радуется неудачам других и насмехается над своими детьми, когда они терпят фиаско. Она также активно подстрекает к убийству Тони: это уровень "возмездия", которого она желает для тех, кто оскорбил ее, что, похоже, выходит за рамки личностного расстройства и становится настоящей психопатией.

Таким образом, можно справедливо сказать, что Ливия действительно злой человек. В культовой книге Марты Стаут "Ваш сосед - социопат" автор говорит о том, что социопаты часто не скрываются в тени, а, наоборот, могут быть нашими соседями и знакомыми, которых мы обычно не замечаем. Однако они также могут реагировать с крайней злобой в состоянии особого стресса или когда чувствуют угрозу, и это, безусловно, работает в случае с Ливией. Автор книги говорит о том, что социопаты часто оставляют за собой след из разбитых судеб, а это, безусловно, любимое занятие Ливии Сопрано!

Читать далее:

featured image thumbnail for post Обзор ЛУЧШЕГО французского криминального фильма про ТЮРЬМУ

Обзор ЛУЧШЕГО французского криминального фильма про ТЮРЬМУ

Когда Малик Эль Джебена оказывается во французской тюрьме в начале своего шестилетнего заключения, сотрудник исправительного учреждения задает ему ряд вопросов о его прошлом. Малик родился в семье отца-араба и матери-француженки, не помнит, какой язык выучил первым, и не умеет ни читать, ни писать. О своих родителях он говорит: "Меня с ними не было". У Малика нет связей с преступными семьями и…

featured image thumbnail for post Сопрано: Взлет и ПАДЕНИЕ Фича ЛА МАННА

Сопрано: Взлет и ПАДЕНИЕ Фича ЛА МАННА

Здарова, друзья! В этом выпуске мы более подробно рассмотрим одного из самых неоднозначных героев сериала - Фича Ла Манна. Узнайте больше о судьбе и истории Фича, его восхождении к успеху, взаимоотношениях с другими гангстерами и событиях, которые в конечном счете привели к его краху! Меня зовут Иван Пятовский, вы на канале Последний Киногерой! История Фича берёт своё начало на Сицилии в первой…

featured image thumbnail for post Тайна РЕАЛЬНОЙ судьбы Фурио Джунта в Сопрано!

Тайна РЕАЛЬНОЙ судьбы Фурио Джунта в Сопрано!

Здарова, друзья! Сегодня мы поговорим о Фурио Джунта из культового сериала "Сопрано". Вы, наверняка, помните этого не любителя гольфа: Фурио быстро стал иконой благодаря своей сложной и загадочной натуре. Сегодня мы разберем, как менялся характер этого героя на протяжении сериала, и какие события повлияли на его эволюцию. Меня зовут Иван Пятовский, вы на канале Последний Киногерой! Тони Сопрано…