Обзор ЛУЧШЕГО французского криминального фильма про ТЮРЬМУ

В новом обзоре мы раскроем таинственные пути души "ПРОРОКА", погрузимся в атмосферу тюремных стен, где каждое решение может стоить слишком дорого!

Когда Малик Эль Джебена оказывается во французской тюрьме в начале своего шестилетнего заключения, сотрудник исправительного учреждения задает ему ряд вопросов о его прошлом. Малик родился в семье отца-араба и матери-француженки, не помнит, какой язык выучил первым, и не умеет ни читать, ни писать. О своих родителях он говорит: "Меня с ними не было". У Малика нет связей с преступными семьями и громкой уличной репутации - его уголовное прошлое сводится к стычкам с полицией в подростковом возрасте. По ходу истории Малику предстоит тернистый путь сквозь стены французской тюремной системы. После вербовки для заказного убийства, Малик становится подручным корсиканского мафиозо, контролирующего тюрьму. Он постепенно восходит по карьерной лестнице внутри тюремной системы, и его подъем приобретает поистине мифический характер.

Картина Жака Одиара "Пророк" - глубокая криминальная драма, действие которой происходит в условиях тюремного застенка и мрачных реалий жизни. Лента по праву принадлежит к числу таких великих фильмов, как "Крестный отец" и сериал "Прослушка", которые отходят от традиционной голливудской формулы - описания взлета и падения криминальной фигуры, где падение - важнейший аспект истории. В этих лентах режиссеры сами выбирают, чем завершить рассказ о криминале - пиком успеха или неминуемым падением. Решение подчиняется нарративной традиции, где гангстеры всегда получают по заслугам, игнорируя требования цензоров, жаждущих наказать экранных злодеев.

В эпической "мафиозной саге" Фрэнсиса Форда Копполы и в фильме Одиара "Пророк" преступники приходят к успеху и остаются на вершине. Однако для Малика Эль Джебена, сыгранного тогда еще не известным актером Тахаром Рахимом, его восхождение - это мучительный процесс, который не приносит удовлетворения вплоть до последних минут. Похожим образом подъем Малика в ряды "заключенных" напоминает историю Генри Хилла в фильме Мартина Скорсезе "Славные парни", где ирландские корни Хилла делает его аутсайдером среди итальянских "мудрецов". Малик - также аутсайдер в силу своего арабского происхождения, и он - некая аномалия среди корсиканцев, которые заправляют в тюрьме.

Уже через несколько дней после заключения Малик становится пешкой корсиканского босса Сезара Лучани. В поисках любой возможности устранить Рейеба, арабского заключенного, которому предстоит дать показания в суде, корсиканцы как нельзя кстати узнают, что Рейеб предлагает Малику взять на клык в обмен на покурить. Малик отвергает предложение Араба, но у Лучани другие планы на этот счет.

Фильм рассказывает о жизни Малика, молодого француза арабского происхождения, который попадает в тюрьму наивным аутсайдером и превращается во взрослого злобного преступника. Он не был злым по своей природе, скорее, он был робким и слабым неудачником. Однако тюрьма превращает его в истинного себя. На первый взгляд, Малик - необычный выбор для роли героя тюремного фильма. Он худой, неуверен в себе и пытается отрастить усы. Повод для его заключения неясен, и он настаивает на своей невиновности, но это не имеет значения. Тюремная система фактически лишает его личной жизни и чувства собственного достоинства и отдает его на растерзание корсиканской банде, которая с помощью насилия и взяток господствует за решеткой.

Во главе банды стоит Сезар Лучани, человек, излучающий ту же ауру, что и Дон Корлеоне, но обладающий более холодным взглядом. Повсюду его сопровождают личные охранники. Приказы Лучани выполняются беспрекословно. Лучани решает запугать новичка Малика, который нужен ему, так как обеспечивает доступ в крыло, где содержатся арабские заключенные.

В закрытой камере сидит узник, которому по приказу Сезара назначена смерть. Под руководством правой руки Сезара Малик усваивает жестокий урок, как спрятать тонкую бритву во рту - смертельный инструмент, предназначенный для горла араба-стукача. В обстановке такого страшного ультиматума выживание Малика висит на волоске. Мольбы к надзирателю тюрьмы только обостряют горькую реальность: и перед Маликом встает незавидная дилемма: убить или умереть самому.

Находясь в царстве животных, Малик стоит на небывалом распутье. Он еще никогда не отнимал жизнь. На фоне мрачной картины насилия происходит неожиданный поворот - Сезар организовывает зачистку крыла, тем самым открывая Малику путь к бегству. Зловещее испытание превращается в обряд посвящения, жестокую инициацию в безжалостную реальность. С окровавленными руками Малик становится не просто "мужчиной", а упорным борцом за выживание, готовым принять на себя всю тяжесть ответственности.

В центре фильма Жака Одиара - убийство, которое отличается от большинства убийств, изображаемых на экране. Это неловкий, хаотичный и жестокий опыт, от которого преступника бросает в дрожь. Невозможно определить, что именно его потрясло - горе, удовлетворение или ярость. В этом и заключается суть фильма. Мы наблюдаем, чувствуем то, что чувствует главный герой, но не можем понять. Суть в том, что те, кто способен на убийство, живут в иной реальности, которая для тайна.

Исполнив суровый заказ, Малик обретает своеобразный щит в лице корсиканцев. Правда, щит этот имеет на себе незавидную цифру “шесть”: Малик ограничивается тем, что варит кофе и выполняет рутинные задания корсиканцев. В их глазах он навсегда остался "чужаком", вечно скованным клеймом араба.

По мере того как песок времени просеивается сквозь тюремные замки, Малик вводит в свой обиход язык корсу, и постепенно начинает завоевывать доверие Лучани. Главарь корсиканцев, искусный манипулятор, обеспечивает Малику драгоценные 12-часовые "отгулы", которые он получает в качестве вознаграждения за достойное поведение. Однако эти мгновения на воле оказываются арендованной свободой, на которой лежит печать владычества Лучани. И эта истина наглядно демонстрируется, когда босс использует чайную ложку, едва не лишая Малика глаза, а катализатором становится раскрытие подпольного наркобизнеса с другом и бывшим заключенным - Райадом. Подневольность Малика бросает свою длинную тень, наиболее ярко выраженную в следующих сценах. Его зрение, ставшее лишь слабым подобием былой ясности, фиксирует кипящую ненависть босса, наглядно свидетельствуя о его позиции Малика как подневольного.

Во время вылазок за пределы тюрьмы Малик организует изощренные сделки, дергая за ниточки. В результате дерзкой облавы главный герой организует уличный финал для "крота" в рядах мафии. Параллельно с этим в нем зреют скрытые мотивы, порожденные твердой решимостью создать "криминальную империю" по собственному сценарию и уверенностью в том, что запас доброй воли Лучани небезграничен. В этой сложной паутине неожиданно появляется новый игрок - Латраш, выходец из криминальных эшелонов Марселя, чьи махинации зеркально отражают похождения Малика, сплетенного с целым рядом мафиозных группировок.

Режиссер привносит элемент фантастики в суровый и мрачный мир "Пророка". Будь то галлюцинации, кошмары или реальные видения, Малика навещает его жертва, Рейеб. Призрак появляется с порезами от лезвия на шее, его одежда тлеет синим пламенем. Вместо того чтобы быть мстительным или злобным призраком, Рейеб предлагает Малику узнать о распорядке дня его сокамерников, а также предугадать грядущие события. А его последний совет, что парнишка должен выйти из тюрьмы с лучшей версией себя, - исполнен по максимуму.

В фильме есть одна сцена, которая вызывает у меня мурашки буквально каждый раз, когда я ее вижу, - это сцена в машине в Марселе, когда они врезаются в оленя, и Латраш в шутку спрашивает Малика: "Ты что, пророк?". Малик проходит почти лютеранский путь, отправившись в самое темное из возможных мест (спуск в ад), убив брата (крещение), а затем обретя просветление (эпизод в машине), в буквальном смысле становясь пророком. Сюрреалистические образы огня символизируют рост Малика, поскольку огонь жжет раны, которые служат толчком к его росту. Его загадочная личность раскрывается с помощью снов, которые ведут его. И именно в тот момент, когда он видит машину и оленя, Малик понимает, что его сны имеют очень тесную связь с реальностью.

Мне кажется, что анализ персонажа Малика - один из самых интересных за последнее время. На протяжении всего фильма символизм обуви как бы привязывается к его психике или, точнее, к его месту в социальной иерархии. Вспомните, в какой обуви герой попадает в тюрьму? Все верно, в убитых кроссовках, которые охранник немедленно выбрасывает, говоря, что у них в тюрьме так не ходят. Позже, у него с легкостью отнимают обувь двое заключенных, тем самым показывая его слабость. Далее, Малик покупает себе новые кроссовки, когда работает с корсиканцами и познает все прелести незаконной “профессии”. То, что режиссер решил сфокусировать на этом моменте наше внимание, еще раз подчеркивает, на каком месте в тюремной иерархии находится Малик в данный момент момент: он стал пользоваться привилегиями и защитой корсиканцев. Но для меня самым важным моментом взаимодействия Малика с обувью стал момент, когда он похищает босса итальянской мафии на дорогах Парижа. Подойдя к машине, он заглядывает в витрину одного из множества элитных магазинов одежды, расположенных в центре Парижа, и разглядывает обувь, стоящую на витрине. Странное, на первый взгляд, внимание к обуви в этот напряженный момент указывает на финал его подъема в социальном плане. В обеих ситуациях он в буквальном смысле смотрит на высшую форму роскоши. Витрина или автомобиль - все, что отделяет его от последней ступени, - и он бесстрашно идет к ней. В его глазах можно увидеть блаженство, когда он, окровавленный, лежит под сиденьями автомобиля, - ведь он знает, что прошел путь от шестерки до похищения главаря мафии. Но что делает Малика таким интересным персонажем, так это то, что он сохраняет чувство собственного достоинства, которое наглядно демонстрирует финальный кадр фильма.

Дуга поведения Малика редко колеблется на протяжении ленты, являясь защитным механизмом перед бурей обстоятельств. Взять, к примеру, эпизод, когда Малик, отбывающий срок, отправляется в свой первый полет в Марсель. Когда он проходит через терминал, его окутывает аура уверенности. Однако в кабине самолета открывается иная его сторона - нескрываемое ликование от бесплатных булочек и панорамы, открывающейся из окна самолета. Виртуозная игра Рахима передает добродушие, которое течет по венам Малика, в сочетании с обликом, которого он старательно придерживается, пытаясь преодолеть опасный путь.

Подобная мягкость проявляется и в общении с Райадом. Нити обещаний связывают Малика с родственниками Райада, когда он дает негласный обет беречь и защищать их после смерти друга. Кульминационный момент фильма "Пророк" объединяет эти, казалось бы, разрозненные аспекты в захватывающее зрелище, подчеркивая двойственность, определяющую Малика.

И последнее: хотя фильм "Пророк" отвечает требованиям криминального и тюремного жанров и обладает чертами независимого кино, пожалуй, более важным является то, что режиссер фильма дает суровый социально-политический комментарий. Он не позволяет зрителю сбежать в голливудские фантазии о том, что государственные институты смогут решить проблему таких людей, как Малик, и не восхваляет Малика за его смекалку. Не доводя свою драму до морализаторства, "Пророк" служит признанием того, что существующие в обществе условия создают более умных и эффективных преступников, а не реабилитируют их. Эта тема ничуть не отвлекает нас от фильма и по-прежнему остается актуальной для зрителей, желающих заглянуть за рамки умело выстроенного тюремного сюжета.

Читать далее:

featured image thumbnail for post СКРЫТЫЕ тайны Ливии Сопрано: Анализ самого мрачного героя

СКРЫТЫЕ тайны Ливии Сопрано: Анализ самого мрачного героя

Здарова, друзья! Сегодня мы поговорим о Ливии Сопрано из культового сериала "Сопрано". Вы, наверняка, помните этого не любителя гольфа: Фурио быстро стал иконой благодаря своей сложной и загадочной натуре. Сегодня мы разберем, как менялся характер этого героя на протяжении сериала, и какие события повлияли на его эволюцию. Меня зовут Иван Пятовский, вы на канале Последний Киногерой! Мы встречаем…

featured image thumbnail for post Сопрано: Взлет и ПАДЕНИЕ Фича ЛА МАННА

Сопрано: Взлет и ПАДЕНИЕ Фича ЛА МАННА

Здарова, друзья! В этом выпуске мы более подробно рассмотрим одного из самых неоднозначных героев сериала - Фича Ла Манна. Узнайте больше о судьбе и истории Фича, его восхождении к успеху, взаимоотношениях с другими гангстерами и событиях, которые в конечном счете привели к его краху! Меня зовут Иван Пятовский, вы на канале Последний Киногерой! История Фича берёт своё начало на Сицилии в первой…

featured image thumbnail for post Тайна РЕАЛЬНОЙ судьбы Фурио Джунта в Сопрано!

Тайна РЕАЛЬНОЙ судьбы Фурио Джунта в Сопрано!

Здарова, друзья! Сегодня мы поговорим о Фурио Джунта из культового сериала "Сопрано". Вы, наверняка, помните этого не любителя гольфа: Фурио быстро стал иконой благодаря своей сложной и загадочной натуре. Сегодня мы разберем, как менялся характер этого героя на протяжении сериала, и какие события повлияли на его эволюцию. Меня зовут Иван Пятовский, вы на канале Последний Киногерой! Тони Сопрано…